К выбору туристического рюкзака нужно
подходить с особой тщательностью. Это самая важная покупка из всего
снаряжения. Удобный рюкзак значительно облегчает переноску груза,
сохраняет здоровой спину и поясницу. Ассортимент рюкзаков в продаже на
сегодняшний день велик, а универсальных рюкзаков, к сожалению, не
бывает.Типы туристических рюкзаков:По своей конструкции рюкзаки бывают трех основных типов: станковые, полустанковые и мягкие. Станковый рюкзак:
В основе станкового рюкзака лежит жесткий металлически каркас, за который закреплены лямки и сам рюкзак.
Основным преимуществом станковых рюкзаков является то, что вес груза в
нем распределяется равномерно и человек идет с прямой спиной. Совсем
неважно, что, как и в каком объеме лежит в рюкзаке - вес груза все равно
распределится одинаково. Станковый рюкзак незаменим, когда требуется по относительно ровной местности переносить очень тяжелый и неудобный груз. Но есть у станкового рюкзака
и значительные недостатки: часто жесткая рама является причиной
дискомформа, увеличен вес самого рюкзака, а так же в ряде случаев
рюкзак такого типа менее долговечен - возможен отрыв креплений рюкзака
от станины, поломка и изгиб самого станка, в этом случае его врядли
удастся отремонтировать в походно-полевых условиях. В настоящее время
выпускается ограниченное количество таких моделей. Для начинающих туристов мы такие рюкзаки не рекомендуем. Мягкий рюкзак: Мягкие, "обычные" рюкзаки
имеют наибольшее количество вариантов конструкций, сводящиеся к
различию ткани, спины, лямок, их ширины и способов крепления, пояса и
т.д. Такие рюкзаки самые дешевые и легкие, пустые компактно
складываются, но зато мягкие рюкзаки наиболее чувствительны к укладке: при неправильной укладке такой рюкзак доставит туристу массу хлопот при его переноске. Полустанковый рюкзак (анатомический рюкзак): Полустанковые рюкзаки (анатомические,
полужесткие, каркасные, "анатомики") имеют в спине вертикальные вставки
из металлических или пластиковых полос или трубок, изображающих каркас
жесткости. При этом устраняются все основные недостатки станкового рюкзака,
но и эффективность такого каркаса меньше, чем от станка. Конструкция
анатомического рюкзака довольно удобна при укладке рюкзака и переноске в
нем груза. Рюкзаки такого типа несколько дороже мягких рюкзаков и
немного тяжелее их. Основным преимуществом такого рюкзака является
равномерное распределение веса и прямая спина при переноске груза. Полустанковые (анатомические) рюкзаки, наряду с мягкими рюкзаками наиболее распространенные. В дальнейшем речь в статье пойдет только об анатомических и мягких рюкзаках! На что следует обращать внимание при покупке рюкзака: Конструктивно
рюкзак включает в себя собственно мешок, систему подвески (спинка,
лямки, плечевые оттяжки, поясной ремень, подушка под поясницу), клапаны,
карманы и прочие полезные и бесполезные приспособления. На всё это и
нужно обращать внимание при выборе рюкзака.
Материал рюкзака. Ткань, из которой изготовлен рюкзак,
должна быть достаточно прочной и плотной, износостойкой, влагостойкой и
грязеотталкивающей, но не слишком тяжелой. Наиболее приемлемыми на
сегодняшний день являются синтетические ткани "кордура" (cordura), "оксфорд" (oxford)
и ряд других тканей. Часто ткань рюкзака бывает в фактурную клеточку -
примерно через каждые 5-8 мм присутствует утолщенная нить для лучшей
износостойкости материала. С внутренней стороны они покрыты водозащитным
покрытием, которое впрочем, от проливного дождя содержимое рюкзака не
спасает. Такие ткани как отечественный "авизент" и ряд
других тонких (как на спортивных городских рюкзачках) иногда оказываются
недостаточно надежными. Хорошо, если дно рюкзака сделано из более
плотной и водонепроницаемой ткани, чем бока (либо из той же ткани в
несколько слоёв). Швы рюкзака. Швы рюкзака должны быть обстрочены двойными швами
(или прикрыты лентой) капроновой нитью. Обработка оверлоком (обстрочка
как у трикотажных изделий, в дешевых моделях) может сослужить плохую
службу, так как в этом случае ткань через год-другой часто начинается
сечься и рюкзак просто расползается по швам. Особенно обидно, если это
происходит во время длительной поездки, ведь это очень сложно
отремонтировать в походных условиях. Форма рюкзака. Удобней, когда дно рюкзака овальной, а не прямоугольной формы. Иногда делают расширяющиеся кверху рюкзаки. Они, как правило, вместительней, но менее удобны, если вставлять внутрь каремат (туристический коврик-пенку). Рюкзак может заканчиваться вверху тубусом с дополнительной крышкой - клапаном (1) на пряжках-замках или крышкой на молнии (как у чемодана). Крышки предохраняют рюкзак от дождя. Клапан очень удобен для хранения вещей первой необходимости, как внутри самого клапана, так и под ним (когда утяжками, на которых держится клапан прижимают к самому рюкзаку какой-то громоздкий предмет, который должен быть под рукой, или просто не вместился в рюкзак), например очень удобно закрепить под клапаном
тёплую куртку-пуховку на лыжном маршруте (не нужно лезть за ней в
рюкзак, она всегда под рукой, легко достаётся во время привала) и т.д.
Также существует отдельный плюс клапана рюкзака: очень часто клапан рюкзака отстёгивается и пришитые к нему лямки соединяются вместе, при этом получается маленький рюкзачёк
(типа городского) - это незаменимая вещь при небольших радиальных
выходах - не нужно тащить с собой большой рюкзак, но в то же время есть
возможность нести небольшое количество предметов (будь то, например,
перекус, термос, куртка и т.д.) Спинка рюкзака. Спинка рюкзака может иметь различную толщину в зависимости от количества и материала вставок. Цель подобной конструкции
- защита спины от небрежно уложенного рюкзака, часто - отвод пота и
более равномерное распределение нагрузки на спину. В идеальном варианте
для этого в спине должны быть вертикальные широкие упругие прокладки.
Иногда вместо этого бывает сплошная вставка из пенки (это хуже!) или прокладки нет вообще, а спина состоит только из ткани рюкзака (такой вариант крайне не рекомендуется!). На многих современных моделях полустанковых рюкзаков ("анатомиках") используется так называемая плавающая подвеска или плавающая система закрепления лямок на спинке. Это позволяет подогнать рюкзак по конкретной фигуре. ЭТО ОЧЕНЬ УДОБНО!
Наиболее распространенный вариант - закрепление сдвоенной "липучкой" за
ряд параллельных горизонтальных строп. У каждой фирмы производителя эта
система может иметь различные вариации и названия, но суть одна. Лямки рюкзака. Лямки рюкзака (3) должны быть довольно толстыми и мягкими изнутри. Лямки из одного слоя пенки быстро сомнутся и станут сильно врезаться в плечи. Форма лямок бывает прямая, серповидная или S-образная. Прямые лямки
не позволяют свободно двигать руками. Лямки не должны быть ни узкими,
ни чересчур широкими. Для среднего человека оптимальна ширина 6-7 см,
сужающаяся к низу. Крепление лямок должно быть строго
по росту, даже если рюкзак имеет плавающую подвески (см. выше). Лямки
сверху должны плотно прилегать к рюкзаку и не шататься. Верхние оттяжки для лямок (2), подтягивающие верхнюю часть рюкзака к спине - обязательны (бывают практически всегда). Грудная стяжка. Грудная стяжка (4)
на рюкзаках должна удерживать лямки, не давая им сваливаться с плеч в
стороны и надежней фиксировать рюкзак на спине. Однако, если рюкзак подобран по росту правильно,
она Вам не потребуется. А вот недостаток у нее весьма существенный -
сдавливает грудную клетку при вдохе. Как говорится, на любителя! Пояс рюкзака. Наличие удобного поясного ремня ("поясника", грузового пояса) (7) у рюкзака - обязательное требование.
Поясной ремень принимает на себя до 50% веса рюкзака с плеч и спины и
перераспределяет его на бедра, а также не дает рюкзаку ёрзать на вашей
спине. Ремень должен быть с мягкой прокладкой изнутри,
довольно широким (не менее 10 см), но и не слишком широким, чтобы не
мешал ходить и, главное, при надевании рюкзака приходиться на талию, а
не на попу. Ремень должен плотно затягиваться на Вас
при одетом на одну футболку рюкзаке. Удобно, когда от поясного ремня
идут боковые оттяжки - это помогает лучше настраивать ремень как летом
на футболку, так и на толстую зимнюю одежду. Рюкзаки без поясного ремня
сейчас практически не выпускаются (кроме, разве что самых дешёвых
моделей), но если вы их встретите в продаже не покупайте! На пояс ОБЯЗАТЕЛЬНО ставится пряжка (8) типа "самосброс" или "трезубец",
которую в целях безопасности можно легко расстегнуть одной рукой!
Изображения этих типов пряжек приведены справа. Как правило, пряжки типа
"трезубец" более хрупкие, чем "самосброс". ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: пряжка поясного ремня - наиболее часто ломающийся элемент, иногда их приходится менять несколько раз за год. И если она сломается в походе и не будет замены - приятного мало. Поэтому не поленитесь
после покупки рюкзака зайти в магазин фурнитуры и преобрести две-три
таких пряжки (стоят они очень дешево в городе, но в походе практически
бесценны) и положить их в карман рюкзака - лишним не будет! Крепление лямок. Очень важен способ крепления лямок к низу рюкзака.
Рекомендуется, когда они крепятся не за углы на дне, а выше в районе
поясного ремня через специальную косынку. В этом случае лучше охват
туловища и лучше распределение нагрузки рюкзака. Поясничная подушка.Поясничная подушка (6)
- полезная вещь - горбик на рюкзаке в районе поясного ремня, не дающая
рюкзаку сползать вниз, позволяет значительно разгрузить лямки и
нагрузить пояс. Лучше когда она сделана не из поролона, а из той же
пенки. Клапаны и карманы. Наличие кармана в клапане
(крышке) рюкзака - обязательно (подробнее о преимуществах клапана
описано выше). Сюда кладется компас, накидка, нож, полевой дневник и
т.д. Очень удобно присутствие небольшого карманчика для документов внутри клапана. Но имейте в виду:
клапан наиболее чувствителен к осадкам (во время дождя или мокрого
снега клапан намокает первым и сильнее всего), поэтому при хранения в
клапане документов не поленитесь завернуть их в полиэтилен. Я вот,
например, однажды поленился и угробил во время дождя свой паспорт! :) А
вот наличие карманов по бокам и сзади рюкзака - на любителя. Да, это удобно,
но есть и свои недостатки: при сильно набитых карманах рюкзак не удобно
класть в багажники, на узкие третьи полки вагонов и влезать с ним в
общественный транспорт. В таком случае удобны навесные отстегивающиеся
карманы. Иногда бывают небольшие карманы на пояснике, туда можно класть
ключи, карманные деньги и другие мелочи. Однако, не забудьте, что много
карманов это дополнительный вес. Петли, стропы, кольца, резинки, сетки и прочие причендалы на наружней стороне рюкзака. Наружная подвеска
в виде петлей, строп, колец и т.д. на наружной поверхности рюкзака,
лямках - вещь также на любителя. Как правило, очень удобная, но многие
обходятся и без них. У кого-то они есть на рюкзаках, но ими не
пользуются. На самом деле они очень функциональны - за
них можно прикреплять к рюкзаку свернутые карематы (коврики), тенты
(особенно когда они мокрые), верёвки, кружки, кошки, ледорубы, карабины и
прочее железо и т.д. При этом они легко доступны и не рвут рюкзак.
Чтобы длинные предметы (например, молоток), прикрепленные по бокам
рюкзака, не выскакивали, снизу часто существуют поддерживающие кармашки.
Кольца на лямках удобны для переноски фотоаппарата, рации, отдыха рук,
для чего иногда предусматривают специальные петли. Нижнее отделение рюкзака. Нижнее отделение ("бомболюк", "мышиная нора") на самом деле мало функционально. Если в рюкзак по кругу вставлен каремат,
то воспользоваться нижним "лазом" в рюкзак всё равно невозможно. Если
же коврика нет, то легко вытащить нужную вещь также затруднительно, а
положить её на место - тем более. Кроме того, после выемки вещи из
"бомболюка" хорошо стоящий ранее на земле рюкзак стоять отказывается напрочь. В целом, вещь - на любителя. Я, например, предпочитаю рюкзаки без них. Боковые лямки рюкзака.Наличие боковых утяжечных лямок (5)
- обязательно. Они позволяют регулировать объем рюкзака в 2 и более раз
и рюкзак никогда не будет выглядеть мешком, всегда будет держать форму.
Однако они практически теряют свой смысл, если внутрь рюкзака вставлять
по кругу каремат (туристический коврик-пенку) - каким диаметром стянули каремат, такого диаметра и будет рюкзак. Также боковые лямки
незаменимы при транспортировке тонких и длинных негабаритных предметов:
альпеншток, лыжные палочки, сами лыжи при пеших переходах и т.д. При
этом лямки ослабляются, под них вставляются нужные предметы и потом
вновь затягиваются. Форма и удобство самого рюкзака при этом не
изменится, но вы избавите руки от лишнего груза. Ручки на рюкзаке. Для удобства одевания рюкзака или загрузки его в транспорт должны быть прочные ручки не менее двух. Одна из них обычно расположена выше крепления лямок, а другая на противоположной стороне. Ручки могут быть и по бокам. Определяемся с объёмом рюкзака: Теперь нужно определиться с объёмом самого рюкзака . Объем туристических рюкзаков измеряется
в литрах и колеблется от 60 до 150. Как выбрать нужный объем? Если
купить слишком маленький рюкзак, может случиться так, что придется
навешивать часть снаряжения снаружи или таскать на груди маленький
рюкзачок ("кенгурятник"), что не хорошо или тащить что-то в руках, что
совсем плохо. Но и покупать слишком большой рюкзак также не стоит (иначе вам всегда найдут, что в него положить ;) и рюкзак будет слишком тяжелым).
Как правило, рекомендуют использовать следующие объёмы: Для школьников - 60-70 литров. Для девушек - 80-100 литров. Для мужчин - 100-120.
Если вам он и покажется слишком большим, стоит помнить, что его всегда
можно утянуть лямками (сделав из 120-литрового рюкзака литров 80).
Следует учесть и то, если вы привыкли носить каремат (туристический
коврик-пенку) внутри рюкзака, она будет "съедать" около 5-10 литров
объема из-за не полного соответствия рюкзака форме цилиндра.
Вес рюкзака. Вес пустого рюкзака
зависит от его типа (мягкий или полустанковый), материалов и от
количества дополнительных прибамбасов. Иногда может достигать 3-4 кг!
Однако, в соответствии с вышеизложенными рекомендациями и рюкзак менее
2,5 кг сейчас купить также не получится. У заядлых туристов есть "никогда не выгружающийся" набор предметов в рюкзаке (как правило, в карманах) - различные инструменты, фонарики, свечки, спички, компас, блокнот, шесть томов Тургенева и прочее. Вот и получается, что рюкзак вроде бы и пуст, но уже весит десять килограмм :)... Производители рюкзаков. Наиболее совершенные и продуманные "профессиональные" модели рюкзаков производят иностранные фирмы Tatonka, Ferrino, Salewa, LoweAlpine, Jack Wolfskin, Black Diamond
и многие другие. Они довольно дорогие, но если позволяют средства -
покупайте, никогда не пожалеете! Для большинства же туристов вполне
подойдут рюкзаки относительно недорогих фирм Vaude (Германия), Campus (Польша), а также отечественных фирм, производящих рюкзаки по иностранным лекалам и из зарубежных материалов -RedFox и некоторые другие. Из чисто российских производителей очень хорошо зарекомендовали себя рюкзаки фирмы Bask,
тоже не дешевые, но по качеству не уступающие зарубежным моделям.
Также, в любом регионе существует по крайней мере одна-две фирмы
"местного значения" выпускающие рюкзаки довольно достойного качества. В
любом случае, не экономьте на себе! Хороший туристический рюкзак не
дешев, но прослужит вам не один год! (Источник)
Даже самому скромному человеку никуда не деться
от тысячи необходимых мелочей, которые приходится постоянно носить
с собой. Иногда приходится носить неделями, иногда месяцами, причем
отнюдь не расческу и зубную пасту, а запас еды, специальное снаряжение,
палатку, спальный мешок и т.д. Если при этом приходится подниматься
в горы, исследовать пещеру, траверсировать лавиноопасный склон на лыжах
или просто везти с дачи 100 килограммов взращенной в муках картошки,
остро встает проблема выбора тары для переноски указанных тяжестей,
причем такой, чтобы руки оставались свободными. С той поры, как
человечество придумало заплечный мешок с лямками, не прекращается
Великая Рюкзачная революция.
Существует бесконечное множество модификаций рюкзаков: от изящных
девичьих, размером с кулачок до огромных баулов, в котором можно донести
байдарку до начала маршрута. Мы остановим наш выбор на туристских
рюкзаках, предназначенных для различных видов активного отдыха
на природе, от одного дня до нескольких месяцев.
Рюкзаки делятся на много групп, но конечно основное деление,
из которого во многом следует назначение туристический рюкзак —
по объему, измеряемому в литрах. Для выезда на один день на пляж
с бутербродами подходит туристический рюкзак 18 — 25л. При выборе такого
рюкзака, обратите внимание, чтобы его спина была обязательно мягкой.
Обычно - это дубляж спины пенополиэтиленом, а также разнообразные
дышащие, впитывающие пот, мягкие на ощупь системы, использующиеся
на рюкзаках известных зарубежных фирм. Далее следует исследовать лямки:
они должны быть мягкими, но не продавливаться, иметь «анатомическую»
скругленную форму и легко регулироваться. Рюкзак обязательно следует
померить, причем набитый (сейчас в современных магазинах все
демонстрационные туристический рюкзак лотно набиты).
Далее идет обширная группа рюкзаков объемом от 30 до 55л,
предназначенные для выездов и небольших походов, для переноски
достаточно больших тяжестей на даче, в лесу, а также при недлительных
восхождениях, в походах на два-три дня. Здесь большую роль играет форма.
Так, например, всем известный круглый туристический рюкзак остался
уделом садоводов и грибников. Названия этой модели в магазинах говорят
сами за себя: «Дачник», «Лесовик», «Дед» и т.д. Это наиболее
консервативная и неизменная модель. Разве что сейчас для ее производства
практически не используют брезент, а перешли на более легкие,
непромокаемые и износоустойчивые материалы — шате или авизент. Все
остальные туристический рюкзак меют вытянутую, сигарообразную форму.
Опыт поколений показал, что такая форма наиболее эргономична, отлично
ложится на спину и не стесняет движений. Спортивный туристический рюкзак
от 35л должен уже иметь пояс, чтобы можно было разгрузить плечи. Причем
при примерке пояс должен находится не на талии, а на бедрах, на костях
таза, поскольку они могут выдерживать длительную нагрузку. Если же
основное давление приходится только на плечи, то достаточно быстро
возникает компрессия позвоночника, начинает болеть спина и происходит
быстрое утомление организма.
Рюкзаки от 60 до 90л уже могут называться серьезными походными
туристический рюкзак ми, рассчитанными в зависимости от конструкции
на походы разной длительности и сложности. Объем от 100 до 140л имеют
экспедиционные туристический рюкзак для длительных зимних походов или же
необходимые туристам-водникам для переноса байдарок. Самыми
распространенными материалами для небольших рюкзаков до 35л являются
Nylon Oxford, шате, авизент. Эти материалы обладают водозащитными
свойствами, прочные и вместе с тем достаточно легкие. Для производства
спортивных рюкзаков по всему миру сейчас используется материал Cordura
от фирмы Dupont с кевларовой нитью, но для маленького туристический
рюкзак он грубоват и тяжеловат. Часто с целью облегчения веса и рюкзаки
50 — 60л делают из более легких синтетических материалов, а материал
Соrdura ставят только на дно. Существует несколько разновидностей
материала Cordura: Cordura 600, 700 и т.д. более легкие и мягкие
и Cordura 1000 — более жесткая и износоустойчивая. Именно ее чаще всего
ставят на дно туристический рюкзак . Все виды Cordura имеют водозащитное
покрытие, но не являются абсолютно непромокаемыми материалами, поэтому
для исследований пещер, спусков по каньонам или сплава по бурным речкам
используют специальные герметичные туристический рюкзак с проклеенными
швами или как их еще называют «драйбэги».
Еще одним, самым главным критерием выбора туристический рюкзак
является строение его спинной подвески. Обратите внимание, что хорошие
туристический рюкзак от 50л должны иметь латы жесткости в спине, т.е.
специальные дюралевые пластины, или каркас, которые делают спину жесткой
и позволяют носить груз без вреда для позвоночника, т.к. при этом
основная нагрузка падает на таз. Большинство рюкзаков такого объема
имеют «плавающую» подвеску, т.е. длина спины регулируется под
конкретного человека, что делает туристический рюкзак более
универсальным. Стоит обратить внимание на наличие поясных оттяжек
и различных приспособлений для прикрепления груза снаружи, поскольку
очень часто все невозможно уложить в рюкзак.
Лямки рюкзаков бывают прямыми, серповидными и S-образными. Первый
тип — вчерашний день. Такие лямки не позволяют свободно двигать руками.
Наиболее удобны индивидуально изогнутые S-образные. Но, стоит вам
потолще одеться, или передать туристический рюкзак товарищу, изгиб может
прийтись на не оптимальное место. Поэтому в массовых моделях используют
небольшие S-образные изгибы лямок или их серповидную форму, угол
расхождения лямок желателен регулируемый. Лямки не должны быть
ни узкими, ни чересчур широкими. Для среднего человека оптимальна ширина
6-7 см, выклинивающаяся книзу. Набивка их должна быть мягкой, приятной
на ощупь. В то же время, лямки не должны сминаться ни в какой плоскости.
Материал на их краях не должен ползти и разлохмачиваться. Для набивки
обычно используются различные вспененные пластики. На лямочных стропах
должны быть травмобезопасные пряжки и кольца. Плечевые полукольца удобны
для переноски камеры или фотоаппарата, рации, лыж, отдыха рук, для чего
иногда предусматривают специальные петли.
Отдельно стоит оценить фурнитуру. К сожалению, российские
производители пока не научились делать качественную фурнитуру, поэтому
предпочтение стоит отдавать импортным образцам, они слегка дороже,
но дольше прослужат. Не стоит пренебрегать такими полезными мелочами,
как наличие грудной стяжки, съемного верхнего клапана с наружным и
внутренним карманами, а также нижнего подвала, отделенного от основного
объема туристический рюкзак съемной мембраной. Это помогает хранить
мокрую палатку или веревку отдельно от сухих и чистых вещей, что бывает
очень полезно. (Источник)
При выборе рюкзака стоит обратить внимание на 2 момента. Во-первых,
цена в данном вопросе обычно гарантирует качество, поскольку ведущие
фирмы, специализирующиеся на выпуске рюкзаков, тратят достаточно средств
на разработку удобных анатомических каркасов в частности, и эргономику в
целом, и при изготовлении используют самые качественные и отвечающие
всем современным требованиям материалы. Во-вторых, даже самый
качественный и дорогой рюкзак должен четко соответствовать возложенным
на него задачам, иначе он не будет оправдывать вложенных в него средств. Основная характеристика рюкзаков - их размер, а точнее объём, измеряющийся в литрах. Городские, альпинистские или рюкзаки велосипедистов обычно не превышают в своем объеме 40 литров. Кстати, на вело-маршрутах продвинутые туристы используют специальные велосипедные рюкзаки
- такой рюкзак выглядит, как штаны, и крепится к багажнику, не мешая
велосипедисту удерживать равновесие. В России пользуются популярностью
велоштаны питерской фирмы «Акме», а также фирмы «Riegel». Из плюсов
«Riegel» - прочная ткань, надежные швы, ткань под мелким дождем не
промокает, удачный крой. Рюкзаки прошиты светоотражающими полосами, что
очень удобно при езде в темное время суток - красный фонарик с
подседельника можно и не перевешивать. Если вы собираетесь в
поход, но ваше пребывание на лоне природы ограничится несколькими днями,
а пешие переходы не превысят 20 км, то не стоит гнаться за
суперсовременным и вместительным рюкзаком. Для такой вылазки за город
вполне подойдет полужесткий каркасный рюкзак объемом от 30 до 60 литров. Среди
недорогих рюкзаков вполне можно подобрать подходящий, но если не
уделить должного внимания примерке, то в походе это может обратиться
дискомфортом, в частности, если рюкзак не подходит к длине спины, то
этот недостаток вы никак не исправите. Большинство качественных и дорогих рюкзаков имеют «плавающую» подвеску
(лямки, пояс, спинные и поясничные опоры): точка присоединения лямок к
рюкзаку перемещается по вертикали, регулируясь под рост владельца, что
делает рюкзак более универсальным. Если же вы собираетесь в
многодневный поход с серьезными по длине переходами, то в этом случае
стоит выбрать максимально удобный рюкзак, который может быть довольно
большого объема - от 60 до 100 литров, и даже больше, хотя слишком
большой рюкзак, набитый ненужными вещами, может превратить поход в
пытку. Оптимальный размер туристского рюкзака: 80-90 литров - для мужчин
и 60 -70 литров - для женщин. В серьезном походе дорогой
рюкзак от зарекомендовавшего себя производителя способен обеспечить
такую степень комфорта, что вы больше не захотите пользоваться более
дешевым снаряжением. Из серьезных производителей можно отметить продукцию «Dupont», «Red Fox», «Nova Tour», «High Peak», и, кстати, уфимскую компанию «Урал-экспедиция»:
все они предлагают полную линейку рюкзаков самого различного
назначения, отличающихся по сложности конструкции и своей
функциональности. Теперь о деталях В принципе, размер рюкзака не так важен, как умение его упаковывать, некоторыми туристами рюкзак считается символом бесконечности... При выборе рюкзака особое внимание стоит обратить на его форму: наиболее удобной считается продолговатая, вытянутая в высоту, ширина - чуть уже плеч. Главный критерий хорошего рюкзака - небольшой вес. Чтобы рюкзак был по-настоящему легок на подъем, он не должен быть обременен лишними деталями, и иметь вес не более 3 кг. Множество карманов
- это всегда дополнительная масса. Кроме того, большие боковые карманы
сделают рюкзак таким широким, что вы прочно застрянете в зарослях
кустарника или в дверях автобуса. Единственным обязательным карманом, желательно не маленького размера, является карман на клапане. Здесь
хранится накидка, личная посуда, нож, блокнот, GPS и так далее, карман
должен легко открываться и закрываться прямо на ходу. Удобны, особенно при посадке в поезд, дополнительные навесные карманы.
Некоторые из них можно превращать в самостоятельный рюкзачок или
поясную сумку для радиальных выходов и хождения по городу в конце
маршрута. Качественный рюкзак всегда оснащен различными приспособлениями для крепления груза, коим может быть снаряжение альпиниста, удочки, палатка, сохнущие носки и прочее. Всевозможные ремешки и лямки должны удобно располагаться и не быть перегружены фурнитурой. Среди полезных мелочей следует еще отметить нижний подвал,
отделённый от основного объёма рюкзака съёмной мембраной. Этот подвал
называется «мышиной норой» и имеет свой вход с фронтальной стороны
рюкзака, что позволяет достать снизу спальник, не вытаскивая весь остальной груз. Чтобы в буквальном смысле не «тянуть лямку», этой важнейшей части рюкзака стоит уделить особое внимание. Лямки
не должны быть ни узкими, ни чересчур широкими. Наиболее оптимальная
ширина - 6-7 см, обычно они бывают набиты мягким материалом, но, в то же
время, не должны сминаться. Материал на краях лямок не должен ползти и
разлохмачиваться. Вес рюкзака должен равномерно распределяться
на плечах и поясе, для этого рюкзак оснащается специальным поясом,
который не даст ему ерзать и болтаться. Пояс, как и
лямки, мягко набит изнутри, при этом он не должен быть слишком большим и
широким (не больше 10 см), иначе будет неудобно шагать и нагибаться.
Очень удобно, если пояс имеет не слишком большие карманы, куда можно
класть ключи, карманные деньги и прочие мелочи, которые удобно иметь под
рукой Спинная часть хорошего рюкзака также
принимает на себя часть переносимого груза - за счет трения, поэтому для
неё не годятся скользкие материалы, здесь подходит материал с небольшим
ворсом, например, велюр, и специальные сеточки, которые позволяют спине
«дышать». Ткань для рюкзака
Ткань
современного рюкзака обычно бывает прочной, износостойкой и
непромокаемой. Но, какой бы ни была ткань, сильный ливень всё равно
промочит и рюкзак, и всё его содержимое, поэтому в комплекте к
качественному рюкзаку должна идти накидка от дождя. Сейчас для
производства рюкзаков в основном используют следующие материалы: авизент
российского производства; кордура (Cordura) - разработка фирмы Dupont
(США), обычно производства Южной Кореи; оксфорд (Oxford, Polyoxford и
т.п.) - тоже обычно корейский; нейлон 600Д и полиэстер 600Д (Nylon 600D
& Polyester 600D) - разный. Всё остальное, встречающееся на рынке -
это варианты тканей типа Oxford 420 & Nylon 600D, либо маркетинговые
трюки, обычно связанные с правами, вернее, их отсутствием, на названия. Авизент - толстый капрон с очень плотным переплетением нитей. Достоинства:
великолепная прочность на разрыв, удовлетворительный вес, доступная
цена, морозоустойчивость (чистый капрон начинает твердеть только при
антарктических температурах). Недостатки: пропускает
воду, у образовавшейся в ткани дыры необходимо оплавить края, иначе
поползёт дальше. Внешний вид у изделий внешний вид изделий элегантностью
не отличается. Кордура. Изначально ткань
также предназначалась для армии. Это толстый нейлон со специальной
структурой нити, с водоотталкивающей пропиткой и с полиуретановым
покрытием. Обработка ткани проводится в несколько приёмов, поэтому
покрытие получается весьма качественным и держится довольно долго. Ткань
выглядит интереснее авзента. Достоинства: прочная и
красивая ткань, годится для любых изделий (выпускается разной плотности,
можно подобрать подходящую), хорошая устойчивость к истиранию, дырки не
ползут, обладает очень приличными водоотталкивающими свойствами (если
пропитка качественная, а то в Россию порой везут всякое). Недостатки:
дорогая и тяжёлая ткань (при равной прочности раза в полтора тяжелее
авизента), на морозе пропитка даже с пластификаторами «дубеет». Оксфорд.
Это тоже нейлон с полиуретановым покрытием, но, в отличие от кордуры,
ткань значительно тоньше, гладкая и блестящая. Более известны ткани с
индексами 210, 420 и 840. Достоинства и недостатки: более дешёвая
альтернатива кордуре. Употреблённые к месту, все оксфорды вполне
оправдывают себя. Менее прочные и ноские ткани, но мягче и легче. При
покупке рюкзака тщательно проверьте, как он «сидит». Примерять рюкзак
нужно загруженным, только так можно его оценить правильно. Надев рюкзак,
застегните и подгоните пояс. Затягивать пояс надо достаточно плотно,
чтобы он держал груз, но в то же время не мешал дышать и двигаться. Затем,
подтяните лямки так, чтобы вес рюкзака распределился между лямками и
поясом более или менее равномерно. Точка крепления лямок к рюкзаку
должна оказаться примерно на уровне середины лопаток или чуть выше. Если
это место оказалось заметно выше или ниже, необходимо переставить
плавающую подвеску или подобрать другой рюкзак по росту. В последнюю
очередь подтяните верхние плечевые оттяжки, чтобы рюкзак не колебался
вперёд и назад. Знайте: если рюкзак доставляет неудобство уже в
магазине, в походе это ощущение еще более усугубится. (Источник)
Сбор рюкзака
После выбора и покупки рюкзака, скорее всего, вам ещё предстоит его сбор
– тоже занятие не из простых, особенно если делаешь это первый раз в
жизни. Старайтесь тяжёлые вещи укладывать ближе к низу и спинке рюкзака.
Опытные туристы обычно укладывают рюкзак в лежащем положении. Это
позволит приблизить к вам центр тяжести, и рюкзак не будет перевешивать.
К тому же многие вещи так можно разместить гораздо компактнее. Ещё один
совет: обязательно все вещи укладывайте в пакеты, можно взять с собой
даже штук 5-10 запасных. Помогут ли они вашим вещам остаться сухими во
время проливного дождя, пригодятся ли после ужина для упаковки
продуктов... как показывает практика, лишними они не бывают!
- Как правильно укомлетовать рюкзак? - На дно рюкзака
положите спальный мешок, к спинке - тяжелое снаряжение (палатка,
продукты питания, нагреват. прибор), одежду- разместите вокруг данных
вещей. Коврик можно разместить под клапаном, палатку- прикрепить под
сумкой, если нет места внутри. Водонепроницаемую куртку и флис положите
так, чтобы их было легко достать. Мелкие вещи (солнцезащитный крем,
карта, очки) разместите в дополнительных карманах. Для питьевой системы
обычно предусматривается спец. отделение на спинке.
- Как отрегулировать ремешки рюкзака? - ОСЛАБИТЬ
все ремешки (лямки, пояс, распределители нагрузки). НАДЕТЬ РЮКЗАК. Если
его объем 50 л и более, ЗАКРЕПИТЬ ПОЯС НА УРОВНЕ БЕДЕР (чтобы он
опоясывал тазовые кости) и ЗАФИКСИРОВАТЬ ЕГО. Если объем рюкзака меньше
50 л, то пояс следует закрепить вокруг талии. Далее, ОТРЕГУЛИРУЙТЕ ДЛИНУ
ЛЯМОК и, наконец, РАСПРЕДЕЛИТЕЛИ НАГРУЗКИ.
- Технические тесты - Перед
тем, как утвердить компоненты изделий (ткань, пряжки, пеноматериал,
молнии...), проводятся различные тесты. Тесты ткани: износостойкость,
устойчивость к разрывам, стойкость цвета к воздействию УФ - излучения, к
стирке, водонепроницаемость... Тесты законченных изделий:
воспроизведение в ускоренном режиме нагрузки на рюкзак при длительном
использовании. Рюкзак с балластом надевают на манекен, имитирующий
быструю ходьбу с множеством циклов.
- - - -
- Как измеряется объем рюкзака? - Объем
каждого рюкзака измеряется по стандартной системе: Основное отделение и
дополнительные карманы рюкзака заполняются небольшими мячами. Далее все
мячики выгружаются в измерительный контейнер, который помогает
определить объем рюкзака эквивалентный литрам. (Источник)
|