Сухаревская башня
|
|
DominiCanes | Дата: Вторник, 25.10.2011, 11:40 | Сообщение # 1 |
A/Dm-in
Группа: Невидимые наблюдатели
Сообщений: 1366
Статус: На забросе
| МОСКОВСКИЕ ТАЙНЫ
«…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четырехугольная, сизая, фантастическая громада — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Ее мрачная физиономия, ее гигантские размеры, ее решительные формы, все хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться». Так описывал в 1834 году в «Панораме Москвы» это сооружение Михаил Юрьевич Лермонтов. Сухаревская башня (или Сухарева) была построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города — на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка. Свое название она получила в честь полковника Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял те самые ворота столицы. В 1689 году Петр бежал от своей сестры царицы Софьи в Сергиеву лавру, и полк Сухарева стал на защиту будущего царя. В благодарность за эту верность Петр I, приняв престол, приказал построить на месте старых ворот новые, то есть башню со сквозным арочным проездом. Это было трехъярусное шатровое сооружение, на верхушке которого установили часы. Считается, что Петр I «подсмотрел» такую архитектуру у ратуш в Голландии или Германии. По его замыслу, башня должна была походить на корабль с мачтой, галереи второго яруса представляли верхнюю палубу, восточная сторона — нос, а западная — корму. Высота красавицы, более 200 лет остававшейся одной из доминант Москвы, составляла 64 метра — вот почему москвичи ласково называли Сухареву башню «невестой Ивана Великого» (высота колокольни в Кремле — 81 метр). Позднее в здании была размещена морская «навигационная» школа (вспомните сериал «Виват, гардемарины!»), а позже — астрономическая обсерватория Якова Брюса, сподвижника Петра I, которая позволила в 1706 году впервые наблюдать солнечное затмение. В связи с этим в народе ходило много легенд и слухов, будто бы «колдун и чернокнижник» Брюс знал, «сколько звезд на небе; умел оборачиваться в птицу; изобрел эликсир молодости; хранил в башне «Черную книгу». Кстати сказать, согласно фэнтезийному сериалу «Тайный город» Сухарева башня, якобы, была хранилищем для магической книги, заключавшей в себе самые важные сведения, содержавшиеся в библиотеке Ивана Грозного. В 1698—1701 годах ворота были перестроены в тот вид, в котором они дошли до начала ХХ века — с высокой, увенчанной шатром башней в центре, похожей на западноевропейскую ратушу. Но перед тем долгое время зданием ведала Московская контора Адмиралтейской Коллегии, использовавшая ее под склад для нужд Балтийского флота и Архангельского порта. В 1829 году башня стала водонапорной — в ней устроили резервуар Мытищинского водопровода, вмещавшего 7000 ведер воды, а позже объем чугунного «бассейна» был даже увеличен. С середины XIX века и вплоть до конца 1920-х годов возле башни по выходным бурлила «Сухаревка» — знаменитая московская барахолка. Вот какой представилась дореволюционная «Сухаревка» В. А. Гиляровскому — известному столичному писателю, очеркисту, репортеру того времени: «…В старину была местом сбыта краденого. И вор-одиночка тащил сюда под полой «стыренное»… Бабы сидят на корчагах с похлебкой, серой лапшой или картошкой с прогорклым салом, противнями с «собачьей радостью», которую вонючую, с голоду едят на том основании, что — Человек не собака, коли голоден, все съест, нюхать не станет. Не было тогда никакого санитарного надзора, торгуй, чем попадется, лишь бы дешево. Жареный пирог по две копейки, рукой не обхватишь, с говядиной и луком. А если в пироге попадется тряпка или мочала, так пирожник еще обидится. — Что тебе, за две копейки с бархатом прикажешь?.. А квасы летом были, которые в разноску из кувшинов мальчишки продавали, — лучше не пей. Крашеная сырая вода, да хорошо еще, если из бассейна, а то прямо с конского водопоя черпали. Тут же и парикмахерские. Сидит где-нибудь в сторонке, у стены башни, на ящике или тумбе «клиент», а его бреет «цырульник», сам небритый и немытый. А рядом стоит мальчонка — ученик. Он бегает за водой с помадной банкой, которой черпает, чтобы недалеко ходить, в первой луже на мостовой, а то прямо плюнет на мыло и бреет. — За семитку с рыла. — Стрижка — пятак.
Нищих из отставных солдат брил бесплатно — на них мальчишка учился брить. Изрежет другого старика, тот кричит благим матом, а ученик старается и скоблит тупой бритвой до крови». Но вернемся к легендарному предмету этого повествования. В 1926 году Сухаревская башня приобрела новый статус — в ее стенах был открыт Московский Коммунальный музей (предшественник Музея истории города Москвы). Просуществовало это общедоступное всем заведение недолго. Вот строки из письма дочери Владимира Алексеевича Гиляровского: «Ее ломают. Первым делом с нее сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают ее стройную розовую фигуру. Все еще розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.
Жуткое что-то! Багровая, красная, Солнца закатным лучом освещенная, В груду развалин живых превращенная, Все еще вижу ее я вчерашнею — Гордой красавицей, розовой башнею…»
Так, несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков Москвы, Сухаревская башня была разобрана в тот год в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин. В сентябре 1933 года он писал Кагановичу: «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что ее надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны».
Но одним лишь росчерком пера невозможно перечеркнуть историю. Изображение башни донес до наших времен знаменитый московский художник А. К. Саврасов — его полотно «Сухарева башня» было написано в 1872 году. Упоминается о ней и в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» — в московском трактире у Сухаревой башни была подписана конвенция «детей лейтенанта Шмидта». По замыслу Петра I башня должна была походить на корабль с мачтой, галереи второго яруса представляли верхнюю палубу, восточная сторона — нос, а западная — корму. Высота красавицы составляла 64 метра — москвичи называли Сухареву башню «невестой Ивана Великого».
…Однажды в руки мне попалась уникальная книжонка под названием «Гений русского сыска И. Д. Путилин. Рассказы о его похождениях» из серии «Старинный русский детектив». То была перепечатка сборника остросюжетных рассказов о знаменитом русском сыщике Иване Дмитриевиче Путилине (1830—1893 гг.) — начальнике сыскного отделения Петербургской полиции, вышедшего в Петербурге в 1908 году. В предисловии читаю: «В то время, когда русская публика с жадностью и с большим наслаждением набрасывается на чтение рассказов о таинственных похождениях заграничных сыщиков вроде Шерлока Холмса, Ната Пинкертона, Ника Картера и др., не мешало бы вспомнить о нашем русском, не менее их талантливом сыщике, оставившем о себе глубокую память среди современников… Прослужив более 40 лет, он ушел на пенсию в чине Тайного советника, со звездой Анны I степени. После смерти И. Д. Путилина у наследников остались рукописи его воспоминаний, которые впоследствии были частично изданы в виде личных записок».
Одним из авторов такого рода рассказов был Роман Лукич Антропов, писавший под псевдонимом Добрый. Так вот в этой небольшой книжице я и наткнулась на его рассказ «Тайна Сухаревой башни», где он повествует о реальных событиях — расследовании и раскрытии престранного дела, коим занимался Путилин. Вкратце изложу суть этого занимательного рассказа: в Сухаревой башне появилось привидение, похожее на Петра Великого. Слухи слухами, но были даже очевидцы этого призрака — на крыше Сухаревой, у ее маленькой башенки стоял высокий человек в петровском камзоле-мундире.
Длинные волосы, на голове тогдашняя треуголка, через плечо — портупея, сбоку шпага. Постоит, постоит, поглядит на Москву и скрывается. Московская полиция не в силах была справиться с этим мистическим явлением, и на помощь ей из Петербурга был вызван Путилин. Как говорится в сказках (но это быль), Иван Дмитриевич недолго «разбирался» с привидением. Им оказался некто душевнобольной Яновский, некоторое время назад исчезнувший из сумасшедшего дома. До попадания в «желтый дом» он сильно увлекался всевозможными легендами… Свой костюм петровских времен он брал на прокат в одной из мастерских. Каким-то невероятным способом он забирался на крышу Сухаревки и своим видом распугивал людей. Вот как подытожил свой триумф в раскрытии этого происшествия сам Путилин. «По своей кривой, друзья мои. Когда я услышал о привидении на Сухаревой башне, мне вспомнилась легенда о том, что в башне зарыт клад. Осмотр башни подтвердил мое предположение: в полу и на стене были раскопки. Вопрос только в том, кто его домогается. Из числа исчезнувших я остановился на сумасшедшем Яновском. Здоровый человек не стал бы прокидывать такого маскарада. Больная фантазия помешанного переплела чистую легенду о зарытом кладе с собственной трагедией».
Но вернемся из лет минувших к современным годам. Давно уже в Москве Колхозная площадь уступила свое название истинному — Сухаревской. Так называется и станция метро. Когда она строилась, наткнулись на фрагменты основания бывшей чудо-башни. В 2006 году здесь начали проектирование строительства подземного перехода через Садовое кольцо, его корректировали с учетом найденных древностей. Предполагалось, что когда строительные работы закончатся, пешеходы будут проходить сквозь тело башни и видеть белокаменные своды, а в специальных помещениях можно будет увидеть археологические находки… Поживем — увидим.
Галина РОМАНОВА
а оно вам надо?Мне-нет. Вообще я хочу настоящую розовую гитару с голубыми слонами... --- Весь флуд перемещается в [Ха]барную Ст[р]ойку
|
|
| |
DominiCanes | Дата: Вторник, 25.10.2011, 11:45 | Сообщение # 2 |
A/Dm-in
Группа: Невидимые наблюдатели
Сообщений: 1366
Статус: На забросе
| Сухаревская башня (также Сухарева башня) — архитектурное сооружение, располагавшееся в Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы в 1695 — 1934 годах, выдающийся памятник русской гражданской архитектуры.
Сухаревская башня была построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).
Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту архитектора М. И. Чоглокова.
Название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами. Позднее в здании этих ворот была размещена морская «навигационная» школа, а затем Московская контора Адмиралтейской коллегии. В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера прошла реставрация башни.
В 1698—1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, похожей на западноевропейскую ратушу. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей (см. Музей истории Москвы).
Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин.
17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что через два дня, 19 августа строительные организации приступят к сносу башни и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь[1].
28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в которому указывали на ошибочность принятого решения. Они утверждали, что их мнение разделяется «научной и художественной советской общественностью, независимо от направлений, убеждений и вкусов».
«Сухарева башня, — писали они, — есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».
Авторы письма просили приостановить разрушение башни и пересмотреть решение о ее сносе, обещая в течение месяца разработать свой проект реконструкции Сухаревской площади. Они предложили пробить в нижней части башни шесть больших арок, через которые пустить трамвайные пути и автомобильные и пешеходные потоки. К письму прилагался примерный (предварительный) график движения автотранспорта по площади. В тот же день аналогичное письмо было направлено первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л. М. Кагановичу .
4 сентября Л. М. Каганович заявил на совещании московских архитекторов-коммунистов, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, — сказал он, — возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу… А создают ли коммунисты архитектора атмосферу резкого отпора и общественного осуждения таким реакционным элементам архитектуры?» При этом Каганович согласился на предложение архитекторов о составлении ими проекта реконструкции и заявил им, что «все зависит от того, насколько их проект разрешит задачу движения» [3].
18 сентября 1933 года из Сочи Сталин и Ворошилов направили Кагановичу телеграмму № 40 —
«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны.»
20 сентября в ответном письме Сталину Каганович просил разрешения повременить со сносом башни в связи с обещанием, данным архитекторам. Он писал — «Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, … Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта».
16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и Китайгородской стены, и вскоре начались работы по сносу башни.
17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали —
«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры» .
22 апреля 1934 года Сталин ответил авторам письма:
"Письмо с предложением — не разрушать Сухареву башню получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас (И.Сталин)
Башня была снесена и по предложению Л. М. Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную площадь.
* При разборке Сухаревой башни один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранён и перенесён в Донской монастырь (в то время — филиал Государственного музея архитектуры), где вмурован в аркаду монастырской стены.[9] Сохранился до наших дней, но доступ посетителей к нему ограничен, поскольку после восстановления монастыря аркада с наличником оказалась на территории, закрытой для посещения. * Часы, снятые с Сухаревой башни, в данный момент установлены в башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.[10] * Фундаменты башни, не уничтоженные при сносе, также сохранились, но в настоящий момент скрыты площадью. В 2006 году в ходе строительства подземных переходов под Сухаревской площадью были проведены частичные раскопки и исследование фундаментов.[11]
Описания современников
Михаил Юрьевич Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834
…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.
Владимир Алексеевич Гиляровский, из письма дочери, 1934:
Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.
Жуткое что-то! Багровая, красная, Солнца закатным лучом освещённая, В груду развалин живых превращённая, Все ещё вижу её я вчерашнею — Гордой красавицей, розовой башнею…
Сухаревская башня в литературе и искусстве
* Изображение башни можно увидеть на многих полотнах, среди которых картина Алексея Саврасова «Сухарева башня» (1872). * Согласно роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» в московском трактире у Сухаревой башни была подписана конвенция «детей лейтенанта Шмидта». * Согласно фэнтезийному сериалу Вадима Панова «Тайный город» Сухарева башня была хранилищем для магической Черной Книги, содержавшей в себе самые важные сведения библиотеки Ивана IV. * Согласно рассказу Кира Булычева «Новости будущего века» в конце XXI века Сухаревская башня будет восстановлена. * И Лажечников КОЛДУН НА СУХАРЕВОЙ БАШНЕ 1840 г. * Герои романа Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы» (легшего в основу фильма «Гардемарины, вперёд!») учатся в «навигацкой школе, что в Сухаревой башне». В башне происходит действие некоторых сцен романа.
Восстановление
В 1982 году исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, однако ни один из них не был принят и восстановление не состоялось.
а оно вам надо?Мне-нет. Вообще я хочу настоящую розовую гитару с голубыми слонами... --- Весь флуд перемещается в [Ха]барную Ст[р]ойку
|
|
| |
DominiCanes | Дата: Вторник, 25.10.2011, 11:46 | Сообщение # 3 |
A/Dm-in
Группа: Невидимые наблюдатели
Сообщений: 1366
Статус: На забросе
|
а оно вам надо?Мне-нет. Вообще я хочу настоящую розовую гитару с голубыми слонами... --- Весь флуд перемещается в [Ха]барную Ст[р]ойку
|
|
| |
vebel | Дата: Суббота, 24.12.2011, 20:28 | Сообщение # 4 |
"Парень с фомкой и ПецЫлем"
Группа: Ветеран Заброхи
Сообщений: 553
Статус: На забросе
| Сорока, все относительно=) если ты веришь в них или просто повернут, то они везде. если ты глюколов, то они есть, когда в кармане есть тюбик тарена. если ты не веришь в них то их как бы и нет вовсе
Мимо проплыла фляга, сапогов коснулся недоеденный бутерброд. Луч фонаря уперся в спину убегающих диггеров.
|
|
| |
DominiCanes | Дата: Воскресенье, 25.12.2011, 00:34 | Сообщение # 5 |
A/Dm-in
Группа: Невидимые наблюдатели
Сообщений: 1366
Статус: На забросе
| По легенде, в подвалах Башни (Сухаревская Система) живет призрак Брюса,но увидеть его можно лишь раз в году - в День Всех Тайн.
а оно вам надо?Мне-нет. Вообще я хочу настоящую розовую гитару с голубыми слонами... --- Весь флуд перемещается в [Ха]барную Ст[р]ойку
|
|
| |
|